пятница, 11 февраля 2011 г.

Начальники не могут представлять интересы населения

В заметке «Как помочь Нарве?» говорится, что всерьез обсуждается предложение ограничить избрание членов местного самоуправления двумя подряд выборными периодами. Будто бы, такая поправка в Закон о выборах, цитирую, «поспособствовала бы периодическому обновлению состава местного самоуправления, ликвидировала бы пожизненное пребывание в собраниях руководителей муниципальных предприятий, зависящих от местной власти». 

Представляется, что подобные предложения и недемократичны, и бессмысленны, поскольку не достигают заявленной цели. В составах любого, даже самого узурпированного горсобрания (например, как нынешнее Нарвское городское собрание) имеются депутаты от оппозиции.

Естественно, это всегда – яркие личности, незаурядные люди, поскольку они попадают в депутаты не пустыми «вагончиками» по спискам, возглавляемым партийными вожаками-«паровозами». Лишить их права выдвигаться на третий срок в рядовые, не от власти, депутаты – это значит, давать дорогу подставным лицам от той же партии власти.

Далее, засилья «пожизненных» членов горсобрания, которые являются руководителями муниципалок, не наблюдается. В Нарве, к примеру, нет депутатов, административно возглавляющих «Нарва Веси», «Эламувалдус» или «Буссивеод». Видимо, речь идет не о городских предприятиях, а о директорах школ (гимназий) и горбольницы. Ну, так ведь что будет? – Два созыва подепутатствует директор Социального департамента или школы, затем два созыва – их заместители…
Много уже лет я предлагаю другой принцип ограничения административного влияния на народное представительство в избираемой власти города (волости). А именно – законодательный запрет избрания в депутаты всего руководящего звена муниципальных учреждений, предприятий и организаций. В начале 2000-х годов удалось провести соответствующую поправку хотя бы в отношении директоров штатных чиновничьих организаций (департаментов) и в отношении местных подразделений государственных учреждений. Но это был паллиатив – полумера, поскольку, например, нарвского директора Социального департамента срочно перевели на должность замдиректора, и она снова успешно входит в состав городского собрания.

Выскажу одну неприятную для многих мысль: пока в горсобрание баллотируются и, естественно, проходят директора школ (гимназий), представительство населения города заглушено. Школы – исключительно бюджетные учреждения. Достаточное благополучие или полная обструкция, вплоть до угрозы закрытия, – вот выбор директора школы в Нарве. Поэтому они вынуждены баллотироваться в местную представительскую власть, а там покорно поднимать руку при самых постыдных голосованиях. Этим избираешь первый вариант для своей школы. Протестуешь, возражаешь – наживешь вариант второй. Недавние примеры в городе всем известны. А если добавить, что голосование в день выборов проводится именно в школьных зданиях, то роль директора и/или завуча в организационном обеспечении нужных для власти результатов – высочайшая.

И последнее. Несколько лет говорю, что пока члены советов муниципальных предприятий будут получать свои «компенсации» (оплату за якобы работу) в этих советах из средств самого опекаемого муниципального предприятия, не видать нам защиты населения от этих монопольных предприятий, как своих ушей. Чьи интересы представляют, скажем, депутат Александр Ефимов и бывший депутат Александр Моисеев в Narva Vesi – населения или «водоканала», если они получают упомянутые деньги от подконтрольного предприятия? 

Александр ГАМАЗИН

--------------------------------------------------------------------------------------------------------- 


Комментариев нет: