вторник, 5 июля 2011 г.

На дне 2. В продолжение разговора: Русский вопрос

Бес­смыс­лен­но взы­вать оди­ноч­кам к Брюс­се­лю или со­вес­ти Эс­тон­ско­го пра­ви­тельст­ва, бо­юсь, и пись­мо к Оба­ме тут не по­мо­жет

Спасение утопающих – это, в первую очередь, дело рук самих утопающих. Если человек не готов бороться за свою жизнь, бессмысленно пытаться вытаскивать его из воды, его не вытащишь, да и сам следом пойти можешь. На дне копошатся те, кто не видит цели своего существования на поверхности. Банально, но это в том числе и про нас.

Русское население страны, не сумевшее создать своей общины, оказалась в том положении, в котором оно сейчас находится, среди прочего и именно из-за того, что никто внятно не смог сформулировать цель создания общины, для чего конкретно она нужна. Десятилетия молчания и неопределенности, усиленные постоянными раздорами в русскоязычных политических и около того кругах, вызвали, и нужно признать в какой-то мере вполне оправданное, недоверие к любым попыткам русскоязычных и русских деятелей как-то изменить сегодняшнюю действительность. Все попытки последних нескольких лет обрести кем-то легитимность, собрать подписи в поддержку чего-нибудь и т.п. не находя поддержки среди русских людей заканчивались фиаско. Это факт, который нужно признать. Можно сколько угодно винить обывателя или списывать все на происки КаПо и ее засланцев, но главная причина всех неудач – полная неопределенность целей. А раз нет цели – то не будет и движения.

Если говорить о конкретной цели, для которой необходимо создавать Русскую Общину (РО), то в наших нынешних условиях можно и нужно говорить лишь об одном: сохранении своей национальной идентичности. Это - главное, все остальное второстепенно или является лишь инструментами для достижения главной цели. РКА, партия, культурные общества, газета, различные советы и объединения – это не самоцель, это те механизмы, которые должны работать на благо РО, это те средства, которые должны помочь не раствориться, не сгинуть русскому этносу, веками проживавшему на территории Эстонии.

Будут русские или не будут – зависит, в том числе, и от нас. Это, если говорить в глобальном масштабе, в Эстонии же будущее русского народа зависит только от нас. Никто, ни эстонцы, ни прочие европейцы, ни американцы, ни евреи не будут спасать нас. Бессмысленно взывать одиночкам к Брюсселю или совести Эстонского правительства, боюсь, и письмо к Обаме тут не поможет. Бессмысленно, если мы сами не начнем бороться за свое будущее, если мы сами не начнем объединяться и объединять свои усилия, координировать их в деле сохранения русской культуры, истории, языка, своей нации. Пока же, приходится наблюдать упования на чью-то милость и бессмысленные метания из стороны в сторону.

У нас могут быть различные взгляды на некоторые исторические моменты, у нас могут быть различные экономические предпочтения, мы можем болеть за различные футбольные команды, но есть одно, что нас всех объединяет – мы все дети одного народа, в наших венах течет одна кровь. Русская кровь. Нельзя этого забывать. Так что и объединяться мы должны, откинув все незначительные разногласия, по одному принципу – по принципу крови. Предвидя массу возмущений по этому моему заявлению, задам лишь один вопрос: почему, когда украинцы или белорусы, дагестанцы или татары создают свои национальные общества и общины, как раз по принципу крови, это нормально, и почему подобное не дозволенно русским? Я говорю о уже существующих на территории Эстонии общинах, хотя сам лично считаю, что украинцы и белорусы принадлежат к русской нации, а разделение, в общем-то, произошло искусственным путем и относительно недавно. Но сейчас не об этом.

О русском национальном меньшинстве

Говоря о «Русском Вопросе», нужно отдавать себе отчет, что Русский вопрос – это вопрос не только и не столько о фольклоре и балалайках, это, в первую очередь, вопрос о равноправии и вопрос выживания русского этноса. Если бы русский вопрос ограничивался только хороводно-балалаечной самодеятельностью, особых проблем не было бы. Эстонские власти готовы подобную деятельность поддерживать и финансировать, пишите только проекты для министерства культуры. Эстонцы русского происхождения в косоворотках вполне вписываются в систему нынешней Эстонии. Что не совсем вписывается – так это русский народ.

Де-юре, в Эстонии русских нет. Как этнической единицы. Например, есть шведы, финны, даже староверов как-то умудрились в отдельный народ вывести, а русских - нет. Есть русскоязычное меньшинство населения. Отсюда, одним из важных направлений деятельности РО, могло бы быть придание русским официального статуса как национального меньшинства. Единственный закон, который пока еще позволяет это сделать – закон о Культурной Автономии. Что получат русские, получив официальный статус национального меньшинства? Все те гарантии сохранения национальной культуры, сохранения образования на родном языке и т.п., что прописывается в ряде европейских и ООНовских конвенций о национальных меньшинствах. Возможно, именно в этом и кроется одна из причин, по которой эстонские власти всеми возможными средствами тормозят решение вопроса с РКА.

Одним из весьма распространенных заблуждений, является утверждение, что русские, являясь одним из коренных народов Европы, не являются в Эстонии национальным меньшинством. Являются. Нужно трезво смотреть на сегодняшнюю ситуацию. Являются. Точно так же как являются лужецкие сербы (лужечане) национальным меньшинством на территории современной Германии. А ведь они живут на своей земле. Восточная Германия, запад Польши, весь южно-балтийский регион - это вообще колыбель славянской цивилизации. Тем не менее, границы государств или ареалов проживания племен не вечны. Все меняется, жить нужно не в прошлом, а сегодняшними реалиями, а реалии таковы, что мы живем в государстве, для которого мы, русские, чужие и вряд ли станем своими, если конечно не перестанем быть самими собой. Приоритет эстонского национального государства – сохранение эстонского этноса, до нас и наших проблем им дела нет. В общем-то, они особо этого и не скрывают.

Второе весьма частое заблуждение в том, что нас не смогут перемолоть, потому что на востоке есть страна, в которой проживает 100 миллионов русских человек, а посему можно особо не переживать. Конечно, кто-то может и не переживать, но все же советую посмотреть немного на российскую демографию.

С 1992 года Россия уже потеряла 13 миллионов коренных жителей, подавляюще большинство из них – это славяне. Кому не лень - погуглите, в инете выложены данные по рождаемости в разных регионах РФ, сравните данные по русским регионам и, например, кавказским.

Русские вымирают, к 2050 году по прогнозам русских в РФ останется не более 40 миллионов, в Эстонии же русских к этому моменту не должно остаться вообще. Хотим ли мы, чтобы эти прогнозы сбылись? Согласен, что на ситуацию в РФ мы фактически не в состоянии повлиять, но то, будут ли русские в Эстонии – зависит лишь только от нас. Русский мир (не контора по отмыванию МИДовских денег, а именно мир русских людей) находится на грани уничтожения и это нужно учитывать.

Это все «лирическое» отступление, вернемся же на «нашу» грешную землю и к проблемам РО.

Выдумывать нечто новое и сверхоригинальное, чтобы выстроить русскую общину по принципу диаспоры не нужно. Во-первых, в истории русского народа были прецеденты, когда довольно крупные общины вполне успешно выживали на протяжении столетий в чужой, инородной и иноверной среде. Например, казаки Некрасовцы, покинувшие территорию Российской империи при Екатерине Второй и вернувшиеся на историческую родину лишь после Второй мировой. Были и есть весьма жизнеспособные общины староверов в Латинской Америке, хотя и опыт староверов во времена имперские так же весьма интересен. Взять, к примеру, фарфорового короля, поставщика его императорского двора М.С. Кузнецова.

Да и опыт различных диаспор в современном мире, в той же России, весьма и весьма был бы интересен и полезен. Но не стоит забывать о вполне печальной участи и белой эмиграции, где третье-четвертое поколение на самом деле превратилось во французов, англичан или американцев русского происхождения. Фактически, за очень малым исключением, белая эмиграция, точнее их потомки, полностью растворились, ассимилировались в инородной среде. Путь белой эмиграции, сейчас в какой-то мере повторяет первая волна (еще 80-ые годы) советской эмиграции. Неужели, русское население Эстонии, на радость ряда эстонских политиков, готово идти тем же путем?

При всем вышесказанном, нужно учесть еще несколько главных моментов, в первую очередь, объединяться должны единомышленники, те, у кого есть реальное осознание необходимости сохранения своей национальной идентичности. Те, у кого есть в этом потребность. Иначе мы вновь погрязнем в разборках и выяснениях кто наиболее легитимен. Я полностью отдаю себе отчет, что многих в русскоязычных кругах очень даже устраивает нынешнее положение дел, что мало кто из них хочет перемен. Да что перемен, даже просто начать пути поиска выхода из сложившейся ситуации. Тут, опять же, упомяну о конференции «72», на которой ни в одном из докладов не прозвучало ни одного конкретного предложения, а только в очередной раз озвучили всем хорошо известные проблемы, да постояли с протянутой рукой перед Пименовым. А ведь это люди, которые претендуют на роль лидеров. Тем не менее, ожидать того, что закостеневшая, обрюзгшая русскоязычно-соотечественная тусовка предпримет какие-то шаги к изменению сложившейся ситуации и самой себя, не приходится.

На данный момент мне видится несколько задач, можно назвать их промежуточными, которые было бы неплохо обсудить и, естественно, решить.

Первое – это повышение национального самосознания русских людей Эстонии. Советская власть семьдесят лет всеми возможными способами пыталась уничтожить национальное самосознание русских людей. Постсоветский период. Безыдейный. Период, когда люди были вынуждены бороться в буквальном смысле за свое выживание, также мало способствовал подъему национального самосознания, люди думали о куске хлеба, а не о своих корнях. Хоть и сейчас экономический кризис довольно сильно бьет по русским и опять вопрос о куске хлеба для многих стал доминирующим, тем не менее, пора осознать, что в нынешнее трудное время русские должны помогать друг другу. Общины строятся с малых дел, есть вакансия на работе - поспособствуй тому, чтобы на этом месте оказался русский.

Необходима работа с молодежью. Разносторонняя. Еще весной, к примеру, я предлагал руководителю порала "Балтия" Александру Корнилову попробовать организовать совместный проект: Конкурс сочинений или эссе для школьников русских школ на тему что такое быть русским сегодня в Эстонии, да и вообще, что это такое, быть Русским. Не скажу, что не нашел в лице Александра понимания, это как раз было. Вопрос же встал в том, а готовы ли учителя поддержать эту инициативу. Те самые учителя, которые боятся подать голос в свою защиту. А ведь именно им мы доверяем своих детей, ведь именно они, помимо семьи, естественно, во многом формируют миропонимание наших детей. Возможно, будь за учителями РО, поддержка РО, и они бы себя вели иначе. Так что, выходит, и учителей особо винить не стоит, без поддержки РО им один на один с нынешней системой образования не тягаться. Замкнутый круг получается.

Второе и, наверное, самое важное

Не претендуя ни на грамм легитимности. Не претендуя на право говорить от чьего иного имени, кроме как от своего. Я хочу обратиться ко всем заинтересованным лицам с предложением обсудить, хотя бы в рамках дискуссионного клуба, возможность организации, например к 4 ноября, открытого съезда, кому больше нравится - вече, Русской Общины Эстонии. Для того, чтобы этот съезд не превратился в очередное традиционное для русскоязычья бла-бла-бла о том, как все плохо и пусть посольство даст нам денег, выработать конкретные предложения, которые можно было бы рассмотреть и принять на съезде.

К примеру, на съезде можно было бы:

Обсудить и принять основные положения РО
Обсудить и принять положения о членстве в РО и составления списка русского национального меньшинства.
Рассмотреть возможные варианты финансирования и самофинансирования РО
Рассмотреть возможности социальной и правовой защиты членов РО
Рассмотреть возможности налаживания контактов и сотрудничества с субъектами РФ и русскими предпринимателями из РФ и других стран.
Разработать и принять план работы хотя бы на год. В том числе и попробовать посчитать: а сколько денег на
все это потребуется.
И т.д и т.п

Есть ли необходимость в подобном действе – уверен, да. Сможем ли мы это дело реализовать в жизни, зависит лишь от нас.

Членство в РО – дело добровольное, никто никого насильно туда тащить не собирается. И пусть в РО будет не 360 тыс. человек, а две, пять тысяч, но пусть это будет община для тех, кому оно надо. Пусть это будет жизнеспособная община, в которой каждый член ощущал бы поддержку всей общины. Чтобы каждый русский из общины уже не говорил о стоянии на коленях, а говорил: «Я – русский и я горжусь этим!».

На память:

«Оно (русское национальное меньшинство - ДЮВ) неизбежно ассимилируется так, как ассимилировалось в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, других местах в течение трех поколений. И это просто будет так, все равно, будем мы бороться против этого или нет».

Каарел Таранд. Во время предвыборных дебатов на ЭТВ.
Ещё:
На дне. Или к вопросу о самоорганизации Русской общины Эстонии.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: