суббота, 12 марта 2011 г.

Кто мы? Часть 1: Русская земля

…Необъятное пространство от Балтики до Тихого океана, 1/7 часть мира, 10 часовых поясов. Именно это пространство было, есть и будет главной особенностью России, а значит, и ее главной заботой, главным делом, нашим Великим Проектом.

Это именно то дело, которое русский человек всегда умел делать лучше других: осваивать, возделывать и окультуривать пространство своей земли — Русской земли, России. И если мы всё это забыли, по нерадению, самое время вспомнить. Тем более, есть что вспомнить, ведь не случайно русский человек оказался на берегу Тихого океана и даже в форте Росс в Калифорнии.

Русскую историю можно представить как 1000-летнее испытание пространством. Оно, пространство, манило, очаровывало и вдохновляло русского человека. Оно сформировало русскую душу и русский характер; русскую культуру.

Понятие “Русская земля” появилось раньше Русского государства. Разумеется, в дальнейшем государство научилось использовать русскую жажду пространства в своих целях. И всё-таки, даже во времена Империи расширение государственных границ не становилось для русских экспансией по преимуществу. Недаром в конце ХIХ столетия возникла пресловутая проблема “оскудения центра”. Иными словами, “метрополия” не обогатилась, а именно разорилась от присоединения все новых и новых территорий. О какой “колониальной империи” или “тюрьме народов” можно говорить в такой ситуации! Эта грубая ложь легко опровергается самой исторической реальностью, в частности, тем фактом, что между 1864 и 1905 годами в стране не было ни одного крупного восстания нерусского населения.

Передача 1-я. , YouTube
Посвящена Русской земле. С этого понятия начинается древнерусская история: "Откуда есть пошла Русская земля". Со времен Киевской Руси это понятие обеспечивает единство русской культуры, и даже нечто большее, - единство русского мира. Много потрудились на благо Русской земли главные герои программы: летописец Нестор, князь Андрей Боголюбский и неизвестный автор "Слова о погибели земли Русской".



Всего в цикле 12 передач:

Передача 2-я: Соловки
Передача 3-я: Атаман Ермак
Передача 4-я: Крымская УкрАина
Передача 5-я: Россия и Прибалтика
Передача 6-я: Россия и Прибалтика — 2
Передача 7-я: Греческий проект
Передача 8-я: Русская Аляска
Передача 9-я: Средняя Азия
Передача 10-я: Россия и Финляндия
Передача 11-я: Сибирь
Передача 12-я: История распятая в пространств

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: