четверг, 7 апреля 2011 г.

Астров: памятники — не то место, где выясняется истина

Те, кто оправдывали этот инфостенд неподалеку от Бронзового солдата, говорили, что он более адекватно отражает исторические факты. Может, так оно и есть, но дело в том, что исторические факты лучше обсуждать в книжках, которые читают специалисты по историческим фактам. А памятники — это не то место, где выясняется истина, считает политолог Александр Астров.

Как известно, на Военном кладбище в Таллине был установлен стенд, на котором указали и "Монумент воинам Советской армии, оккупировавшим 22 сентября 1944 года Таллин". Вскоре после этого неизвестные искорежили панель, власти вынуждены были ее снять, возбудили уголовное дело.

Согласившись побеседовать с Delfi о происходящем вокруг Бронзового солдата, Астров дал такой комментарий:

"Памятники — это публичное заявление, которое находится в публичной сфере. И если у нас она состоит из представителей очень разных групп с очень разными представлениями о прошлом, будущем и настоящем, то все, что происходит в этой публичной сфере, включая памятники, не есть место для выяснения исторической, экономической, любой другой истины.

Это, прежде всего, место для проявления отношения друг к другу, и в этом смысле пока эта история показала две вещи: неуважение друг к другу, причем как со стороны тех, кто вывесили табличку, так и со стороны тех, кто ее разбили, а также то, что мы как общество ничему не научились после "бронзовых" событий. Мы не научились тому, что надо не просто абстрактно уважать друг друга, но уважать тех, кого в данный момент победили. В этом и есть суть политики в отношении меньшинства.

В своей речи в парламенте в связи с началом новой сессии президент счел нужным вспомнить о событиях "бронзовой ночи", отметив два момента, причем, они противоречили друг другу. Один, который он оценил как положительный, — это то, что Эстонское государство справилось с этой ситуацией, второй, который можно интерпретировать как отрицательный, — то, что тогда появились бывшие советские стереотипы.

На мой взгляд, то, что сейчас происходит с памятником, свидетельствует о том, что для части эстонских чиновников и политиков само понимание того, как Эстонское государство справилось с событиями "бронзовой ночи", полностью находится в рамках советских стереотипов. Сразу после "бронзовых" событий я, кстати, писал в Eesti Päevaleht, что единственный урок, который многие эстонские политики извлекли из "бронзовой ночи", — это tegime venelastele ära, мы сделали русских. И раз уж мы их сделали, то мы — победители и можем писать все, что хотим, где хотим, когда хотим и как хотим.

Для меня всегда принципиальным было не то, где будет стоять памятник, а то, как будет решаться любой вопрос, касающийся всех живущих в Эстонии — вне зависимости от того, русские они, эстонские или занзибарские. Будет ли он решаться посредством открытой дискуссии, в которой все мнения выслушиваются и уважаются? Понятно, что сделать приятно всем нельзя. Но если кто-то в таких открытых дебатах побеждает, дает ли это ему автоматически право еще и унижать побежденного?

Речь ведь идет о том, уважают ли у нас меньшинство, причем любое — парламентское, этническое, черное, белое, зеленое — или же у нас считают, что, если победили, то не просто могут проводить в жизнь свою линию, но еще и унижать тех, кого победили. Во втором варианте мы говорим о том, что называют диктатурой большинства.

Сейчас мы живем в условиях вот такой диктатуры. Она проявляется в том, что, когда нынешняя коалиция в первый раз победила, еще на предыдущих выборах, ведь в парламентской практике Эстонии впервые после 92-го года большинство вообще ничего не дало парламентскому меньшинству. Это отношение, которое проявляется сегодня и в истории с инфостендом у Бронзового солдата.

Чем это все может обернуться, если и дальше пойдет в том же духе? Боюсь делать прогнозы. Даже эстонское общество — современное и большое по сравнению с деревней или хутором, и никто не может полностью контролировать ситуацию или с уверенностью сказать, чем та или иная ситуация обернется".

Ещё по данной теме:
Бронзовый солдат: с чем боролись, на то и напоролись
Минобороны обещает решить проблему инфостендов на военном кладбище
Эстония. Бронзовый солдат-2
Освободитель стал оккупантом
Перед прочтением сжечь: WikiLeaks о Бронзовом солдате.
Американцы разрешили снести Бронзового Солдата эстонским властям
------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: