четверг, 28 июля 2011 г.

Конфликт развития

Улица Сытке в Силламяэ.
С наступлением кризиса всегда обостряются старые проблемы. Что делать с так называемыми градообразующими предприятиями? Как бизнесу, горожанам и городским властям Силламяэ, в котором недавно выплыла на публичное обсуждение проблема расширения порта вглубь территории города, найти выгодное для всех сторон решение?

В советское время очень часто города строились вокруг заводов, фабрик, скважин, месторождений... Эти предприятия первыми попали под удар в начале восстановления независимости Эстонии. Они были очень неэффективные, и для их существования исчезли экономические причины. Но от них зависели судьбы очень многих людей. При остановке предприятия люди не могли найти работу, потому что в городе зачастую не было необходимого количества свободных вакансий. Географическая мобильность людей часто была нулевая. Когда градообразующее предприятие начинало испытывать проблемы, вся остальная экономика города тоже гибла. Посёлок Азери – ярчайший тому пример.

Так, в течение 2007-2009 годов единый строй моногородов по всей Эстонии оказался под угрозой банкротства. Кехра был лишен налоговых поступлений после остановки крупнейшего в Эстонии целлюлозно-бумажного комбината, Тамсалу - после банкротства завода по производству куриных яиц. "Летняя столица" Эстонии Пярну была вынуждена сократить городской бюджет 2010 года на 20%, для чего пришлось отключить каждый второй уличный фонарь, а "зимняя столица" Эстонии Отепя подала заявку об исключении из Союза городов Эстонии, членство в котором требует ежегодного взноса. В январе 2010 года угроза банкротства нависла и над градообразующей судоверфью в Локса - уведомление об увольнении получили более 500 ее работников. Позднее предприятие было перекуплено и продолжило работу.

В апреле нынешнего года закрылось градообразующее предприятие по переработке торфа AS Tootsi Turvas в округе Тоотси, уволено без малого 50 работников – каждый пятый работающий в округе. Финские хозяева из фирмы Vapo объяснили закрытие тем, что на рынок пришел более недорогой торф из Белоруссии.

Весной опасность увольнения нависла более чем над 600 работниками Kiviõli Keemiatööstus. Мэрия Кивиыли и профсоюз работников обратились с открытым письмом о помощи к правительству и парламенту Эстонии. По оценкам авторов письма, в случае закрытия предприятия и массового увольнения работников в Эстонии появилась бы ещё одна "зона бедствия", обусловленная градообразующим статусом закрываемого предприятия.

Председатель совета директоров порта Силламяэ Тийт Вяхи
Правительство Эстонии на практике не занимается проблемой "моногородов" Эстонии, объясняя такое невмешательство "правилами либеральной экономики". Это за 20 лет хорошо усвоили региональные власти. Видимо, поэтому в Вирумаа заметно выделяются города Кунда и Силламяэ, сумевшие на своей территории создать условия для развития портов. Нет, кризис, конечно, не обошёл стороной и их, но экономический удар оказался не столь болезненным. Так или иначе, но товары всегда будут двигаться в обе стороны от границы, особенно между ЕС и Россией.

И вот на этом фоне разгоревшийся в Силламяэ скандал видится со стороны особенным. Поводом к нему послужило инициированное Силламяэским портом предложение горуправы не сохранять за кварталом по улице Сытке статуса территории с ценной культурно-исторической средой. Тот, кто более или менее знаком с планировками, сразу поймёт, что данная просьба обусловлена желанием порта к дальнейшему своему развитию в Силламяэ. И снятие различных ограничений при строительстве или реновации обеспечит не только финансовую экономию, но и поступательную скорость. А в наш век сумасшедших скоростей время – один из самых дорогих и невосполнимых ресурсов.

Нисколько не сомневаюсь, что у инициативной группы общественности, не согласной с этим предложением, есть свои весомые аргументы в защиту исторической застройки. И один из них – это сохранение буферной зоны между портом и городом. Любая промышленная зона, к коим относится и порт, доставляет массу неудобств жителям прилегающей территории. Не секрет, что при интенсивном расширении производства вопросы экологии, безопасности, комфортного проживания горожан часто оказываются далеко не на первом месте в списке приоритетов предприятия. Да и город Силламяэ не входит в число курортов с чистым воздухом и здоровой природой.

Как не покажется странным, но данное противостояние является хорошей основой для развития диалога между предпринимателями и горожанами. Конфликт интересов поможет найти тот баланс, когда развитие предпринимательства не останавливается, а горожане ещё готовы мириться с экологической ситуацией. Это предупредительный сигнал для крупных бизнесменов, ведь планка требований к вопросам безопасного проживания со стороны жителей с ростом благосостояния с каждым годом будет повышаться. Если не учитывать эту тенденцию, то потом будет поздно искать виновных в потере бизнеса.

Посредником в таком диалоге должна выступать местная власть. Допускаю мысль, что силламяэская мэрия имеет хороший опыт поведения в период экономического кризиса, но не развития. А этот конфликт как раз относится к конфликтам развития. Ну, так на то оно и бремя власти, чтоб «шишки» набивать. «Мы так долго говорили о необходимости развития социально-активного общества, что не заметили, когда оно проснулось и предъявило свой счёт», - этой фразой можно полностью описать ситуацию, в которой оказалась местная власть на последней встрече с жителями своего города при обсуждении аргументов в пользу сохранения улицы Сытке.

Хочется пожелать всем заинтересованным сторонам здравомыслия в поиске приемлемого решения. Предпринимателям - терпения и уважения к горожанам, то бишь своим работникам, местной власти - усердия и работоспособности, а инициативной группе - не уподобиться человеку, который пилит сук, на котором сидит, даже если этот сук и кажется насквозь прогнившим. Не верите, тогда смотрите начало статьи...
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

3 комментария:

Силламяэ комментирует...

Уважаемый Геннадий, спасибо, вам, конечно, что вы вдруг обратили внимание на Силламяэ. Вы верно заметили (читай предпоследний абзац), местная власть оказалась не на высоте. Владея информацией о планах порта, она почему-то не открыла все карты общественности на встречах, а пожелание горожан вообще не было принято во внимание. В итоге дело получило огласку и вылезло за рамки города. Порт, известив о своих планах мэрию задолго до обсуждения, посчитал это достаточным. Увидев, что горуправа пошла по пути игнорирования мнения людей, общественность забила тревогу. А всего-то надо было кому-то выступить в качестве координаторв, собрать все стороны и спокойно обсудить все варианты. Горожане имеют право знать, что их ждет при том или ином раскладе. Люди не против развития порта, но у них тоже есть законное право требовать к себе уважения. Хоть Вяхи и владелец порта, но его желание не есть последнее слово в этом вопросе. А что касается улицы Сытке, то, если будет равноправный диалог с участием всех сторон, то, возможно, и будет достигнуто решение, устраивающее в какой-то степени всех. Люди однозначно не хотят расширения индустрии в сторону города. К тому же до сих пор не решен вопрос о мониторинге. Порт - есть порт, есть запахи, есть выбросы вредных веществ, во время которых у хроников обостряются проблемы со здоровьем. Создание мониторинга было условием и обязательством Вяхи в самом начале портовой деятельности. Но это условие не выполнено до сих пор. Вот поэтому жители стали более внимательно и критично относиться к планам порта. Многое сейчас зависит от порта, от его благоразумия и доброй воли. Так что кто рубит сук?

Тоже Силламяэ комментирует...

"Мы так долго говорили о необходимости развития социально-активного общества, что не заметили, когда оно проснулось и предъявило свой счёт», - подмечено автором очень точно, а если говорить простыми словами, то городские власти считают жителей города быдлом, с которым не надо считаться.
Это возмутительно, что стоили порту написать письмо об исключении этой улицы из исторической части, как все под козырек и бегом переделывать документы, сохраняя при этом полную секретность.
Такой серьезный вопрос, как отторжение части города, конечно нужно обсуждать с жителями. Никто не против, если на эту территорию будет сделано хорошее предложение, устраивающее и жителей и порт. Никто не против выслушать все предложения по этой территории.Но почему из планов порта сделали такую тайну?

К сожалению, в городской власти Силламяэ - стагнация и косность, чиновники не понимают, что уже давно и сильно отстали от реальной жизни и этим наносят ущерб городу и имиджу города. Но уйти добровольно не хватает совести и мужества.
Такой топорной работой, а точнее, провалом, как в случае с этой улицей, они сделали медвежью услугу портовым бизнесменам. Вяхи им скажет "большое спасибо, ославили на всю страну. Но что поделать, он сам поддерживает эту власть во время выборов.

Силламяэ еще раз комментирует...

"К сожалению, в городской власти Силламяэ - стагнация и косность, чиновники не понимают, что уже давно и сильно отстали от реальной жизни и этим наносят ущерб городу и имиджу города. Но уйти добровольно не хватает совести и мужества".

- за такую власть голосовали сами жители города на выборах пару лет назад. И будут голосовать дальше - старое зло лучше неизвестности. А после драки кулаками не машут, посчитали в горуправе стагнирующие, и продолжили гнуть свою линию, как им выгоднее - и с точки зрения теории Дарвина всё правильно. В нужном месте и в нужное время надо быть "развитым социально-активным обществом", такие уж правила игры в этой стране.. Печально, но так. Не говорю, что надо опускать руки местным, просто усилий теперь надо приложить побольше, чтоб власть их заметила и после выборов.

По теме: пусть Силламяэ и "не входит в число курортов с чистым воздухом и здоровой природой", но чем шире будет становиться порт, тем меньше будет оставаться того самого чистого воздуха, а городок-то - реально симпатичный, приложить немного усилий - и он бы засиял. Лет через ..цать поймём, что не в деньгах счастье...