Наверное, у всех председателей квартирных товариществ используется словосочетание «утечка воды». Фразу «утечка воды» я специально взял в кавычки, чтобы было понятно, что это не утверждение данного события, а только предположение. Ведь «утечка воды» у квартирных товариществ образуется только от того, что они произвели математические действия с цифрами.
Они сложили цифры показаний квартирных водомеров – счетчиков расхода воды – и произвели сравнение с цифрой показания общедомового водомера.
Как правило, а если говорить честно, то практически всегда, объем воды, который предлагает оплатить AS Narva Vesi больше, чем объем воды израсходованный товариществом (если ее количество оценивать по сумме квартирных счетчиков). Расхождения бывают всякие. Я слышал цифры несоответствия показаний в пределах от 5% до 23%. Естественно возникает вопрос: почему образуется такая разница? Ведь данное несоответствие показаний приходится оплачивать квартирным товариществам. Суммы, наверное, немалые, и их можно было бы израсходовать на необходимые и полезные дела квартирному товариществу.
Протекаем, воруем или еще что-то?
Как правило, во всех бедах начинают обвинять нерадивых владельцев квартир, которые начитавшись статей в Интернете, производят махинации с показаниями своих водяных счетчиков. Способов существует достаточное количество, причем таких, которые практически невозможно вовремя отследить и доказать факт самого мошеннического действия. А без доказательств, все обсуждения в суде – абсолютно бесперспективное дело. Однако все расхождения и недоборы воды на них списывать нельзя, ведь существуют протечки воды и некачественный учет потребления воды. Сколько, где и кто конкретно теряет или ворует?
Многие квартирные товарищества, а также их председатели хотели бы знать четкий ответ на данный вопрос. Правда, вот, не все готовы перейти к решительным и последовательным действиям, чтобы найти ответ на такой вопрос.
Так же было и у нас в квартирном товариществе. Много было разговоров и пересудов, что да почему. Доходило до обид – либо на тех, кто несправедливо обвинял в «странных цифрах», либо на тех, кто ничего или слишком много неправильных действий предпринимает. Подошло время очередной плановой замены общедомового счетчика. До его замены несоответствия составляли до 8% от общего объема оплачиваемой воды.
Поменяли водомер, и цифры, как по волшебству, изменились – первые четыре месяца разница в показаниях составляла 1-2%, не более. Причем разница была как в пользу квартирного товарищества, так и в пользу поставщика воды – AS Narva Vesi.
Затем, с течением времени, картина стала меняться. Сначала понемногу, 3-4% в пользу поставщика воды, потом стало доходить до 8%.
Водомер-радист
Дом небольшой, всего 8 квартир. Все друг друга знают. Сомневаться в честности соседей не было поводов. Постарались устранить любые течи, которые могли возникнуть на подающих трубопроводах, даже частично меняли трубы, которые вызывали сомнения в своей надежности. Результат оставался прежним.
Были сомнения в том, что не одновременно производится снятие показаний квартирных счетчиков воды. Но организационно осуществить одновременное снятие показаний квартирных счетчиков воды не представлялось возможным. Что делать? Неужели придется согласиться с потерями воды и не удастся докопаться до источника утечки?
Выход был найден – были заменены все квартирные водомеры. Замена была произведена на квартирные счетчики с передачей данных по радиоканалу. Это позволило получать данные с квартирных водяных счетчиков одномоментно.
Счетчики с передачей данных по радиоканалу очень похожи на самые обыкновенные квартирные водяные счетчики. Принципиальная разница в том, что эти счетчики оборудованы приспособлением, которое позволяет считывать показания и передавать их по радиоканалу при помощи собственного маленького передатчика. Переданные данные принимаются специальным прибором, затем обрабатываются и используются компьютерной программой для анализа потребления воды.
Установленные датчики, кроме собственно передачи данных, позволяют фиксировать мошенническое воздействие на качество работы счетчика. Если такое случается, то соответствующее сообщение и длительность мошеннического воздействия указывается при передаче данных с водяного счетчика на компьютер. Периодичность запроса данных зависит только от желания пользователя. Можно запрашивать данные в любой, необходимый для него момент. Это очень полезное свойство таких счетчиков воды. Ведь, проводя мониторинг потребления воды, можно своевременно понять – что в потреблении воды у отдельных пользователей не в порядке.
Кроме всего прочего, передатчик, который установлен на водяном счетчике, имеет карту памяти, которая позволяет автоматически запоминать показания счетчика на конец месяца. В этой карте памяти может храниться до 15 месячных показаний. Эти данные в любой момент можно считать с водяного счетчика и получить на свой компьютер в виде файла, удобного для последующей обработки.
Хронические 8 процентов
Когда все квартирные водяные счетчики были смонтированы, начался процесс тестирования. Данные снимались регулярно. Первые дни эксперимента данные снимались каждые 3 часа. Затем данные снимались один раз в три дня. Необходимо было понять, как идет потребление воды в доме. При этом анализировались возможности утечек воды.
Удалось обнаружить неисправности в работе системы подачи воды в квартиры. Эти неисправности были устранены. Вопрос о воровстве воды был закрыт. Показания потребления воды говорили только об одном – несанкционированного отбора воды в доме нет. Однако цифры потребления воды, которые давал домовой водомер поставщика воды – AS Narva Vesi, и суммарные показания квартирных счетчиков не совпадали. Разница, как и ранее, составляла 6-8%. Вывод напрашивался сам собой – существует ошибка в замере потребления воды водяным счетчиком поставщика воды. Но это нужно было еще доказать.
Веры в достоверность «независимой» экспертизы о правильности работы водяного счетчика не было. С целью проверки был установлен домовой водомер с блоком передачи данных по радиоканалу, который по своим техническим характеристикам ничем не отличается от водомера, установленного поставщиком воды – AS Narva Vesi. При этом следует упомянуть – все счетчики, которые установлены нами, имеют европейский сертификат качества немецкого завода-изготовителя данных счетчиков.
Сравнение показаний нашего домового водомера с данными, которые получались одномоментно с квартирных счетчиков воды, показывали расхождение в 0,4% – 1,7% (от 4 до 17 литров на кубометр потребленной воды). То есть гораздо меньше, чем составляет разница при сравнении с показаниями домового водомера AS Narva Vesi. Почему может счетчик, который до установки прошел проверку качества его работы в независимой лаборатории, давать неправильные данные, причем не сразу после установки, а только через четыре месяца его работы?
По моему мнению, это возможно, если на лопатки турбинки водяного счетчика налипает грязь или солевые отложения, которые находятся в воде. Меняются характеристики рабочего органа прибора измерения воды, что влечет за собой неправильную его работу. Не секрет, что вода, поставляемая нам по трубам, далека от идеального качества. Оказывается, такой же вывод сделали и в городе Силламяэ. 26 января этого года на портале Narvaleht.ee опубликована статья членов правления Силламяэского объединения квартирособственников (SKÜ) Г. Сидоренко и Е. Львовского на тему учета потребления воды. Они считают, что «чем хуже качество воды и чем больше частиц грязи будет налипать на лопасти водомера, тем большую погрешность он будет выдавать, естественно, не в пользу клиента».
Имея современную систему учета потребления воды, которая установлена в нашем доме, можно четко говорить о том, что измерение объема воды, которое осуществляет AS Narva Vesi своим прибором, не является достоверным. Разница в показаниях в нашем доме доходит до 8%. Та скидка 7,5%, которую дает AS Narva Vesi при своевременной оплате счетов за потребленную воду, по сути дела является заплаткой на огрехи работы установленного ими водомера.
Не только вода
Без качественного и современного учета потребления коммунальных услуг в наше время жить нельзя. Приборами, подобными тем, о которых шел разговор, можно учитывать также потребление других коммунальных услуг (как поквартирно, так и целиком в доме) – тепла, газа, электроэнергии.
Сейчас в нашем товариществе установлены квартирные счетчики тепла и ведется тестирование их работы. Говорить о результатах пока еще рано, работа только началась.
Бережливое отношение к своему всегда было в почете. Так почему мы не можем наладить нормальный, эффективный учет того, за что должны платить свои деньги? «Деньги счет любят», справедливо говорили наши родители. Необходимо поставить себе подобную задачу и упорно добиваться ее решения. От этого всем станет только лучше.
Успехов вам в ваших полезных и нужных делах.
Владимир ЛАКИСОВ
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий